Каравайный обряд

Накануне венчания в селах и деревнях южных губерний Европейской России для свадебного стола выпекали каравай. Это происходило в доме жениха или в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты.

Приготовление теста и сама выпечка каравая представляли собой обряд, суть которого была одинаковой на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия могли разыгрываться по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и, таким образом, была направлена на обеспечение плодовитости молодой брачной пары.

Для изготовления каравая приглашали женщин-«каравайниц», счастливых в семейной жизни, имевших здоровых детей, и девушек из богатых, счастливых семей – свах. За процессом наблюдали зрители: родственники невесты, ее крестные родители, подружки, соседи. Иногда помещение, где замешивалось тесто для каравая, украшали колосьями ржи из последнего снопа, сжатого в предшествующую свадьбе осень. Замешивать тесто полагалось днем, обязательно до захода солнца. Сначала каравайницы обращались к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милостливый Козьмы-Демьян, на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Потом невеста спрашивала благословения у матери замесить каравай. Мать отвечала: «Бог благословит, а я благословляю!» С такой же просьбой невеста обращалась к отцу, крестным, к старшим родственникам и, в конце концов, к девушкам: «Игрицы и красные девицы, благословите и помогите!» После этого каравайницы приступали к замешиванию теста. Одна каравайница сыпала в квашню с водой муку, другая под мучной струей держала сито, третья замешивала. Квашню ставили в теплое место рядом с печью и ближе к вечеру, когда тесто «подходило», начинали формовать каравай.

Формовка каравая могла проходить на девичнике в присутствии жениха с невестой, девушек и родственников со стороны невесты. Тесто укладывали в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало покрытое скатертью сено. Присутствующим в избе людям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до чаши с тестом. Перед тем как поставить тесто в печь, крестная мать невесты обходила с ним избу, садилась на печь или вместе с крестным отцом обходила три раза печной столб. Каравай отправляли в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице – потолочной балке. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, материнское лоно; лопата, которой задвигали тесто в печь, – как мужское начало, а сам каравай – как плод, полученный в результате их слияния.

Готовый каравай вытаскивали из печи, ставили на стол и украшали выпеченными из теста, отдельно от каравая, небольшими украшениями, которые представляли собой разные фигурки – солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, коровок, лошадок, птичек и др., то есть знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Затем каравай, передавая с рук на руки, обносили вокруг печного столба и ставили на стол. Каравай, поставленный на стол, воспринимался как символ достатка, благополучия, счастливой доли, которая ждет будущих молодоженов.

Весь процесс изготовления каравая сопровождался пением каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:

Валю, валю, сыр каравай,

С правой руки на леву,

С левой руки на праву –

По золоту лоточку,

По золоту лоточку,

По серебряному блюдечку.

Каравай на лавку взлез,

Каравай по лавке пошел,

Каравай на полку сел,

Каравай на печку взлез,

Каравай с печки слез,

Каравай на лопату сел,

Каравай в печку глядит.

В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным:

Пекись, пекись, сыр каравай,

Дерись, пекись, сыр каравай,

Выше дуба дубова,

Выше матицы еловой,

Ширше печи каменной.

После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ». В том случае, если хлеб изготавливался и у жениха, и у невесты, происходил обмен караваями.

Еще особенности каравайного обряда

  • Каравай выпекался только один раз – при первом браке. Если мужчина или женщина второй раз создавали семью, ритуальный хлеб не выпекался и не делился между членами рода.
  • На свадьбу выпекали два каравая: один – для деления в доме жениха, другой – в доме невесты.
  • Ритуальный хлеб выпекали 5-7 женщин-каравайниц, главной среди которых была крёстная мать жениха или невесты.
  • Хлеб-каравай – считали даже своеобразной книгой будущей жизни молодых людей.
  • С момента приготовления каравая и до начала ритуала его деления между участниками свадебного торжества обрядовый хлеб берегли как зеницу ока, накрыв рушником и пряча подальше.
  • Караваи бывают разными и по форме. В Брестском и Гомельском Полесье они одноярусные, в их середину втыкают две обвитые тестом веточки груши. Их называют ”шишечки”. Одна из них имеет V-образную форму (”двойчатка”) и является символом невесты.Другая имеет тройное разветвление (”тройчатка”) и является символом жениха.
  • Более распространённый трёхъярусный каравай символизирует три поколения одного рода. Верхний ярус, как правило, украшают фигурками испечённых из теста птиц (лебедей, голубей), которые обязательно перевязывают красной лентой восьмёркой. Эту часть срезают первой и, не деля, отдают молодым. ”Свадебную долю” молодые могут хранить всю жизнь, а могут съесть сами, ни с кем не делясь. Средний ярус – чуть шире, символизирует семью жениха или невесты, поэтому его делят между членами семьи и её самыми близкими родственниками. Третий, нижний и самый большой ярус, символизирует весь род, поэтому его делят между всеми остальными участниками свадьбы. ”Подошву” (остатки) каравая, как правило, отдавали музыкантам.
  • Во многих регионах Беларуси остатки бросали в толпу молодёжи.
  • Выносят и делят каравай сваты крёстные родители. Выносили и делили каравай парами: крёстный отец со своей супругой или крёстная мать со своим супругом. Главное, выбрать достойную пару.
  • Перед тем как начать делить каравай (торт) или во время его деления, невеста одаривает подарками самых близких родственников жениха ( о количестве таких подарков договаривались заранее, чтобы не обидеть кого-либо из присутствующих).Это благодарность за то, что её выбрали и приняли в свою семью.
  • Каравай – символ семейного счастья. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно тому, что вы не принимали участия в свадебном торжестве. А чтобы молодые одарили гостей караваем, те приносили подарки и ”выкупали” часть свадебного каравая -свою ”долю” счастья.
  • Кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть могли даже засушить, в качестве оберега.

You have no rights to post comments